|
Стартовала новая учебная четверть. В некоторых барнаульских школах идут дополнительные занятия по экологии и изучению окружающей среды (хотя первого как предмета уже давно нет в программах). В других школах таких кружков нет, как, например, в 56-й (мкр. Восточный). Но дети и здесь изучают природу не только в рамках биологии, географии и физики.
В экспедицию – за «добрые дела»
В этой школе преподаёт участница экологического движения «Начни с дома своего» Наталья Лебедева. Она несколько лет ездила в экспедиции ещё ребёнком, а затем – как волонтёр. И теперь знакомит своих учеников с этой частью своей жизни. В гости к школьникам 22 января пришли редактор газеты «Природа Алтая», руководитель движения Сергей Малыхин и журналист издания, координатор проекта «Зелёные волонтёры» Ирина Шильреф.
В школе почти 400 детей, и чуть больше 40 (столько вместила классная комната) познакомились с движением и газетой. А потом стали рассказывать о себе: кто путешествует с родителями, кто птиц кормит («Честно, каждый день ношу семечки несолёные», говорит Аня Буркова), а кто уже в юном возрасте успел побыть волонтёром. Савелий Зайиров, например, рассказывает о своих питомцах. Одних кошек – четыре штуки. И не выбросили никого, в приют не отдали, растят в семье и любят. Да и других полно живности дома – хорьки, рыбки, хомяки, попугаи и другие.
Ребята внимательно слушали рассказы о летних путешествиях «зелёных». На название озера Саввушка (Колыванское) они реагируют восхищённо, многие бывали там, другие слышали об этом красивом месте в Змеиногорском районе (там каждое лето разбивают палатки ребята из экологических отрядов всего края, занимаются с педагогами, исследуют окрестности).
Алиса Бабахова из 4-го класса говорит:
– Чтобы стать участником этих экспедиций нужно совершать добрые дела.
Это, пожалуй, самый трогательный и в то же время верный ответ.
На кого надеяться?
На вопрос «на кого можно надеяться, чтобы он решил проблемы» ребята сначала отвечают «на президента», «на губернатора», «на родителей», а потом сами приходят к ещё одному правильно ответу – на себя.
– Никто не будет за нас справляться с безкультурьем, с мусором на улицах или в лесу, никто за нас не очистит реки, – говорит редактор «Природы Алтая» Сергей Малыхин. – Мы с вами можем всё – собрать батарейки и макулатуру для переработки, посадить деревья, помочь бездомным животным, убрать мусор – самостоятельно и на общих акциях (например, «За чистую Обь», «Генеральная уборка»).
Войти в ряды «зелёных» можно благодаря этим перечисленным способам. А ещё, например, начать учиться (совершенно бесплатно) в Алтайском краевом детском экологическом центре. Там преподают можно изучать животных, растения, ландшафтный дизайн, экологию, журналистику. Последнее направление в том числе ведут и корреспонденты «Природы Алтая». Оно называется Школа экологической журналистики «Алые паруса». Поступить туда можно, подав заявление (на сайте экоцентра есть шаблон). E-mail для поступления в школы АКДЭЦ: zschool-akdec@mail.ru. Педагоги сразу связываются с детьми и родителями, и тогда можно приступать к учёбе. Как писать, как правильно фотографировать, где искать темы – об этом школьник узнает в первую очередь.
Ещё для сотрудничества можно писать для газеты заметки об исследовании природы, сказки, рассказы, – всё это будет опубликовано в спецвыпусках. Отправлять своё творчество можно на редакционную почту prirodaaltai@mail.ru
– О добрых делах и заботе о природе стоит рассказывать, – добавляет редактор газеты. – Не хвастать этим, а подавать пример, объяснять, насколько это просто.
Возможности для детей
В перерыве между разговорами об экологии и помощи природе успели немного поиграть. Ребята отгадывали птиц по снимкам (свиристеля, сову и ласточку определили быстро, а над длиннохвостой синицей и скворцом пришлось подумать, зато очень радовались своей правоте), расшифровывали анаграммы с названиями рек. За правильный ответ полагался зелёный галстук и открытка. Изображения на них были взяты из конкурсных работ, которые дети со всего Алтайского края присылали для конкурса «Природы хрупкая душа». Это, кстати, ещё один вариант попасть к юным экологам – участвовать в профильных конкурсах, не только научных («По белой тропе», «Сибирская зима»), но и творческих, например, «Живая природа Алтая», «Красная книга Алтайского края» и других.
– Пока экологическая работа идёт только по плану – наши ребята мастерят кормушки, подкармливают птиц, помогают высаживать деревья – дубы, ёлочки, – рассказывает завуч школы, педагог химии Лилия Ларина. –
Участвуют в конкурсах, хотя экологии даже в качестве кружка нет. Но они всё равно делают успехи – призовые места на краевых конкурсах.
– Мне бы хотелось вернуть предмет «экология» в школу, – продолжает завуч. Она тоже в прошлом преподавала этот предмет. – Для детей сейчас как никогда важно знать всё об экологических проблемах, слушать советы тех, кто заботится о природе, самим начинать делать то же самое и, может, даже больше.
Ребята приятно удивили своей начитанностью, сообразительностью и любопытством. Читают, что особенно приятно, классиков. Савелий, к примеру, осваивает сочинения Льва Толстого, Антон Бокарев взялся за «Волшебника изумрудного города», а Гриша Надежин – за «Приключения капитана Врунгеля». Без запинок выдают имена авторов этих произведений, значит, действительно интересно, не «для галочки».
Редактор Сергей Малыхин выдал им на прощание задание – написать небольшие рассказы о своих домашних животных для газеты.
– Мне хочется, чтобы мои ребята прошли «школу» экспедиций «Начни с дома своего». В них закаляешь характер, – говорит Наталья Лебедева. – Это особое время, когда ты начинаешь остро чувствовать свою ответственность за все свои поступки – и то, как они могут повлиять на окружающий мир. Прихлопнешь ли ты жука, бросишь ли банку в озеро, может быть, сорвёшь большую охапку диких цветов – я хочу, чтобы каждый ребёнок понимал последствия. По-другому уже нельзя.
Собственная информация
Фото Ирины Шильреф
25 Января 2019 |
|