|
Алюминий, оксид марганца, железа и кремния попадают в организм тех, кто живет и работает в 25-ти метрах от крупных магистралей Новосибирска. На Большевистской, Красном проспекте, Карла Маркса, Ипподромской, Богдана Хмельницкого и десятках других улиц концентрация пыли превышена в 100 раз. В причинах появления пыли в Новосибирске и ее опасности для горожан разбирались ученые СО РАН и СГУПС.
Сотрудники Института почвоведения и агрохимии СО РАН в содружестве со специалистами СГУПС исследовали дорожные отложения, источники и миграцию загрязняющих веществ. Более 100 проб взяли ученые из воздуха, почвы, грязи с дорог и песко-соляной смеси.
«До 80-100 раз превышен уровень запыления. Вблизи автомобильных дорог с высоким трафиком многократно превышено допустимое содержание, - сообщил директор Института почвоведения и агрохимии СО РАН Александр Сысо. – Летом на газонах в парках и скверах в исходном состоянии частицы грязевых отложений обладают малой способностью к пылеобразованию, однако при воздействии, имитирующем действие шин, в 2,7 раза увеличивается способность к пылеобразованию». В целом, в Новосибирске в 50 раз превышен уровень выпадения твердых веществ, отметил исследователь.
Александр Сысо напомнил, что частицы пыли менее 10 микрон могут оседать в легких человека и опасны тем, что вместе с ними в организм попадает алюминий. В организм тех, кто живет и работает вблизи крупных магистралей и загруженных автомобилями улиц, попадают и другие опасные для здоровья элементы – оксид кремния, марганца и железа. Загазованных участков в Новосибирске десятки - это улицы Большевистская, Ипподромская, Нарымская, Челюскинцев, Богдана Хмельницкого, Красный проспект и проспект Карла Маркса, многие другие. «Вся эта опасность в пределах 25-ти метров от дороги. Надо как можно раньше очищать город от зимних грязевых осадков и как можно лучше озеленять придорожные магистрали, высаживать лиственные растения, потому что хвойные могут погибнуть», - подчеркнул ученый.
Основным источником появления пыли летом являются остатки песко-соляной смеси, которой обрабатывали дороги зимой. На нее приходится свыше 50% массы дорожных пылевых отложений. Еще одна причина запыленности – изношенные дорожные покрытия: ограждения, бордюрные камни, тротуарная плитка. Они – источник еще 40% пыли в городе. По 5% крупиц приносят стройки, растительные остатки, выхлопные газы.
«В рамках исследования установлена способность веществ к миграции из почвы в снег и воздух, а также из снега в воздух», - пояснила начальник отдела окружающей среды департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска Мария Сидорова. Для мэрии предложены основные рекомендации: необходимо применять системный подход в озеленении газонов вдоль дорог, уборке и содержании дорог города, развивать дорожную сеть, поднять бордюры и увеличить озеленение вдоль дорог.
Ждать ли пыльных бурь в этом году – точные прогнозы не дают ни ученые, ни чиновники, но первые шаги для минимизации пыли в городе уже сделаны. Пока дорожникам удалось добиться замены половины песко-соляной смеси на более крупные частицы горных пород, чтобы снизить показатель содержания глинистых частиц и частично перейти на обработку дорог безвредным, но дорогим реагентом «Бионорд». В этом году с пылью на тротуарах и проезжей части будут бороться 13 новых вакуумных машин-пылесосов. Раньше на весь Новосибирск их было всего семь. «Многое зависит от климатических условий в весенний период, - считает Мария Сидорова. – Если это будет скорая весна, то и периоды уборки будут ускорены. Рекомендации максимально учтутся в работе».
Ранее члены специальной рабочей группы, сформированной в Совете депутатов Новосибирска, пришли к выводу, что эффективным средством борьбы с городской пылью могло бы стать обустройство газонов с заменой всех дренирующих слоев, использованием белого щебня с подстилкой, биорешеток, нового грунта и рулонной травы. Самый экономный вариант реконструкции обойдется в 262,5 рубля за квадратный метр. В мэрии заявили, что таких денег в бюджете города нет.
sib-science.info
31 Января 2019 |
|