|
4 марта 2021 года в Алтайском филиале РАНХиГС состоялось совместное заседание комиссии Общественной палаты Алтайского края по организации общественного контроля, взаимодействию с общественными советами и правозащитной деятельности, комиссии по вопросам экологии, туризма и здорового образа жизни. Тема обсуждения звучала так: «Государственное регулирование и соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду при обращении со строительными отходами в Алтайском крае». В заседании участвовали председатели вышеназванных комиссий Руслан Демаков и Сергей Малыхин, заместитель председателя Общественной палаты Василий Куц, члены и эксперты ОПАК Игорь Марискин, Татьяна Величко, Сергей Корсаков, Юрий Овиденко, Владилен Волков, Борис Гусев, Геннадий Морозов.
Заседание проходило в расширенном формате, к участию в нем были привлечены представители экологического движения, правозащитных организаций, ученого сообщества, средств массовой информации, а также депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания и Барнаульской городской Думы.
– Сегодня впервые в истории Общественной палаты края проходит полноценное совместное заседание двух комиссий с привлечением и других членов ОПАК, – сказал на открытии Сергей Малыхин. – В таком взаимодействии, на мой взгляд, заключен большой потенциал для развития палаты как института гражданского общества. Существуют ли в крае проблемы со строительными отходами, чему и посвящено наше заседание? Сошлюсь на мнение бывшего министра природных ресурсов и экологии Алтайского края Владимира Попрядухина, который и на мероприятиях и при наших встречах подчеркивал: «Это серьезнейшая проблема. Когда началась реформа обращения с твердыми коммунальными отходами, для нас важнее было в первую очередь решить эти вопросы, что и было сделано. А со строительными отходами еще предстояло разобраться. В этом плане есть практические вопросы и по размещению их на полигонах, и у перевозчиков, и у жителей. А многие вопросы пока находятся за пределами правого регулирования». Если говорить коротко, то в законодательстве есть пробелы. К такому выводу приводит наработанная практика. Вот о проблемах правового регулирования и говорил в своем выступлении Руслан Демаков.
– Мы сейчас ведем мониторинг общественного мнения по вопросам строительных отходов и видим, что люди обеспокоены, что у общества есть запрос в данном плане. Обращения поступают и в правозащитные организации, и к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, и к нам в Общественную палату, – отметил Руслан Александрович. – Проблемы с твердыми коммунальными отходами в крае стали решаться с 2018 года в рамках реформы обращения с ТКО. Уже заработала система региональных операторов. Но часто к строительным отходам наработанная практика обращения с ТКО не подходит. Например, машину, вывозящую твердые коммунальные отходы можно отследить в системе ГЛОНАСС, а машину со строительными отходами отследить нельзя. Сегодня мы хотим выслушать собравшееся экспертное сообщество, определить с вашей помощью круг вопросов, который и будет вынесен на общественное обсуждение.
Эту тему продолжил глава исполкома регионального отделения Общероссийского народного фронта в Алтайском крае Сергей Войтюк: – Эта масштабная проблема действительно существует. И на федеральном уровне, и на региональном. Причем если на уровне края она урегулирована слабо, то на муниципальном практически совсем не урегулирована. Сейчас в Барнауле идет широкое обсуждение новых Правил благоустройства, куда, по моему глубокому убеждению, должно войти данное направление. На общественные слушания надо пригласить представителей Минприроды края, Минстроя, региональных операторов, муниципалитетов. Нам начинать надо с дома своего.
Все участники совместного заседания отметили наличие проблемы размещения строительных отходов в качестве фактора вреда экологической ситуации и нарушения права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, специалисты в области экологии указали, что лишь небольшая часть строительных отходов складируется на лицензированных полигонах, остальной объем мусора, оставшегося от строительства и ремонта зданий, размещается нелицензированными перевозчиками не только в населенных пунктах, но и в природной среде.
– Надо подойти к данному вопросу с экономической точки зрения, – сказал в своем выступлении заместитель председателя Общественной палаты Алтайского края Василий Куц. – Необходимо отладить утилизацию строительных отходов, ведь в идеале все из них можно переработать. Нужно искать механизмы экономической мотивации всех субъектов процесса обращения со строительными отходами. Но приходится с большим сожалением отметить, что к вопросам экологии у нас часто подходят «по остаточному принципу». А они должны выйти на первый план.
Владимир Горбачев, к.с.н., научный сотрудник Научно-исследовательского института региональных медико-экологических проблем: «К сожалению, при посещении природных объектов приходится стакиваться с наличием строительного мусора. Несмотря на то, что в крае приняты законы об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, экологическая безопасность должным образом не обеспечивается, поскольку есть проблема строительных отходов, которая требует принять меры законодательного характера. Считаю, что эта проблема должна максимально подробно освещаться средствами массовой информации».
Игорь Марискин, директор КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр»: «В последнее время в результате развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами бытового мусора, складированного в не отведенных местах, стало значительно меньше, а в отдельных поселках, входящих в состав Барнаула, его не стало вовсе. Но появилась новая проблема - строительный мусор. Это очень серьезная проблема, она требует своевременного решения и конкретных действий конкретных людей. Решение проблемы свалок строительных отходов лежит в плоскости законотворчества. В нашем сообществе есть специалисты, способные компетентно разработать хороший и нужный законопроект».
Руководители правозащитных некоммерческих организаций и общественных объединений, осуществляющих общественных контроль, в своих выступлениях охарактеризовали проблему строительного мусора как вопрос, который стоит на повестке дня очень остро. На это в своих обращениях указывают жители Алтайского края, что является важнейшим показателем того, что деятельность по транспортировке строительного мусора должна быть урегулирована законодательно.
Марина Афанасьева, председатель АКОО по защите прав человека «ФОРПОСТ»: «К нам в правозащитную организацию поступают обращения от обычных простых людей, которые выходят на прогулку неподалеку от своего дома и видят свалки мусора со строительных площадок – это и поселок Затон, и поселок Кирова, Борзовая заимка. И эти люди говорят, что в том случае, когда появляются коммунальные отходы, жители близлежащих домов организуют уборку улицы и таким образом проблема решается. Однако, когда неподалеку от домов появляются строительные отходы, проблема, фактически становится нерешаемой, поскольку для ликвидации несанкционированных свалок строительного мусора требуется спецтехника. Это, безусловно, нарушает право человека, гарантированное статьей 42 Конституции России».
Представители ученого и юридического сообщества сделали акцент на необходимости последовательной разработки проекта закона, которым будут внесены изменения в отдельные статьи закона «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае», что позволит выстроить выверенную конструктивную систему правового регулирования деятельности по обращению со строительными отходами.
Елена Козьякова, научный сотрудник, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса АФ РАНХиГС: «В законе «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» имеется лишь одна статья, которая, по сути, содержит отсылочные нормы и не имеет никакой конкретики. Краевое законодательство не предусматривает контроля за обращением со строительным мусором, поэтому и природоохранные органы не контролируют перемещение строительных отходов. Перевозчики, предлагающие услуги по транспортировке отходов, понимая, что движение их грузовиков не отслеживается, выгружают остатки стройматериалов в пойму реки, лес либо неподалеку от жилых помещений, что создает угрозу для здоровья граждан. Система обращения со строительным мусором должна быть прозрачной, тогда она станет эффективной. Такая система должна предполагать контроль движения и веса загруженного автомобиля, осуществляющего транспортировку строительных отходов, движение должно отслеживаться по системе спутниковой навигации. Требуется лицензирование и получение разрешений. Данный порядок должен быть установлен законодательно».
Депутаты АКЗС и БГД, Юрий Астанчик и Дмитрий Ворсин выразили готовность поддержать законодательные нововведения, направленные на формирование функциональной системы обращения со строительным мусором, отметив при этом обоснованность внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.
– Мы на этом совместном заседании определили те сведения, которые необходимо запросить у органов публичной власти и организаций с целью полного и всестороннего рассмотрения проблемы строительного мусора, а также круг адресатов данных запросов, – отметил в конце заседания Руслан Демаков
– Сегодня мы собрали в основном представителей гражданского общества, – сказал, подводя итоги Сергей Малыхин, – и с их помощью убедились, что проблема со строительными отходами в крае актуальна. Теперь будем готовить общественные обсуждения обращения со строительными отходами в Алтайском крае.
Собственная информация
5 Марта 2021 |
|